История города Кувандыка
Нынешняя
территория города Кувандыка начала заселяться еще в конце 19 века. Русский
хутор Кашкукский, башкирские деревни Мамбетеево и Ишмуратово отмечены в
российских списках 1871 года, украинское село Покровка (ныне частный сектор
улицы 1-го Мая) основано в 1903 году. Началом объединения явилось
строительство железной дороги от Оренбурга до Орска. В 1915 году закончилось
сооружение железнодорожной станции, название которой дали по названию местной
речки Кувандычки, вот тогда-то на здании вокзала появилось слово «Кувандык». В
переводе с башкирского слово означает «радоваться», «обрадоваться». В знак преданности
и любви к своей малой Родине кувандычане толкуют имя своего городка как «Долина
счастья». И действительно, когда любуешься красочной панорамой города,
думается, как точна мудрость народная. Кажется, только так и должен называться
этот зеленый благословенный уголок уральской земли, жемчужина Оренбуржья.
Дальнейшее
развитие Кувандыка связано с артелью «Красный штамповщик», предприятием, эвакуированным
из Киева в начале Великой Отечественной войны
(ныне ОАО «Долина») и
строительством и пуском Южно-Уральского криолитового завода (ныне ОАО «Криолит»).
Указом
Президиума Верховного Совета РСФСР от 24 августа 1953 года рабочий поселок
Кувандык преобразован в город районного подчинения, а через 30 лет - в город областного подчинения.
Ко
дню своего рождения город Кувандык имел разветвленную структуру промышленного,
транспортного и перерабатывающего производим. Люди жили в разных частях города:
Центре, Криолите, железнодорожном микрорайоне, Штамповке Кашкуке, Ишмуратово, Орском поселке (Шанхае),
Дорстрое, Галёрке, Черемушках. В основном это были одноэтажные, частично
двухэтажные дома. Функционировала железная дорога, работало локомотивное депо и
множество других служб обеспечения движения и перевозок на перегоне
Оренбург-Орск. Большая часть рабочего населения трудилась на обслуживании железнодорожного транспорта, на
заводе механических прессов (КЗМП) и Южно-Уральском криолитовом заводе ЮУКЗ).
Обслуживали людей города торговые предприятия – райпо, ОРС ЮУКЗ, ОРС ж.д.,
комбинат бытового обслуживания. Работали три средние школы, детсады, три Дома
культуры (Дом культуры «Машиностроитель», железнодорожный клуб им. Ленина,
районный Дом культуры), библиотеки, действовали центральная районная больница и
линейная больница ж.д. станции, аптеки.
|