Понедельник, 15.12.2025, 01:20
Приветствую Вас Гость | RSS

Библиотечная система Кувандыкского округа

Меню сайта

Анкета для оценки качества оказания услуг
Независимая оценка качества оказываемых услуг    
Независимая оценка качества оказываемых услуг
Независимая оценка качества оказываемых услуг  
Мы в социальных сетях
Мы в соцсетях     Карта сайта Электронная доставка документов   Электронный каталог

Главная » 2020 » Декабрь » 12 » "По дороге в рай"
13:05
"По дороге в рай"

  В фонд Центральной библиотеки имени П.И. Федорова в дар от автора, Владимира Курушкина, поступила книга стихотворений "По дороге в рай". В сборник вошли лирические произведения разных лет, объединенные искренностью поэтического высказывания, свидетельствующие о большом природном даровании автора.

Курушкин, В. По дороге в рай : книга стихотворений / В. Курушкин. – Оренбург : Ямб, 2019. – 64 с. – ISBN 978-5-6041269-1-2. – Текст : непосредственный.


Владимир Пшеничников «О лирике Владимира Курушкина»

  Четверть века назад я с ревностью прочитал первый сборник стихов Владимира Курушкина «Первоцвет». Как оставаться беспристрастным, если Владимир Иванович всего лишь на годок старше и в силу дарования своего может отвечать перед людьми за всё наше поколение? Да и первое же стихотворение сборника оказалось камертоном, на волну которого было настроено и моё сердце: «В двадцатом веке, посредине, родился я под небом синим, под колыбельный шум берёз, - читал я с братской отзывчивостью. - С тоской и нежностью щемящей я вспоминаю наши чащи - там жил я жизнью настоящей. Эй, травы! Помните меня...» Покусав глазами десятка два стихотворений, я вдруг понял, что читать их надо вслух, и слушатели скоро нашлись - молодые, в аккурат сыновья нам. «Спишь? Проснись, очнись от сна. В рубище стоит страна, - декламировал я, показывая ум, сердце и волю нашего поколения. - О, музыка русской души, могучие голоса». И лицедействовал, силясь передать «нашу» цельность и искренность, и притом абсолютное владение формой: «Я в лихорадке, в лихорадке - твои уста должно быть сладки, а руки? белы или смуглы, а груди? остры или круглы. Пришёл я к дому, к дому, к дому, а ночь темна, темна, как омут, витает всюду крепкий сон, лишь я в огне трясусь, влюблён...»
   
Теперь достойных стихотворений, написанных Владимиром Ивановичем, собралась у меня добрая сотня. Есть пара-тройка фельетонных, но и они не только выстраданы, но и мастерски исполнены: «не лезьте в души, новости о бесполости, новости о нездоровости», - тоже мне, новости! Или: «тот транспорт назывался гужевым, но он живым был, господи, живым, а этот назову я смертоносным, чудовищным, простите, и погостным». Дорог же мне поэт Курушкин исключительно лирикой, но свои сильные стороны, мне кажется, Владимир Иванович и сам знает. Это знание он вложил как бы в уста Юрия Поликарповича Кузнецова: «Чудненько малюешь, простак!» Ну как «ай да Пушкин, ай да сукин сын», - вы понимаете.
   
За напевными строчками стихотворений «На полынных холмах», «Ах, опять эта верба», «Сметает время нас, как листья золотые», «Мы все качаемся на ветках» и многих других переживания далеко не «простые», не прямолинейные, но и ложной утончённости, изысканности нет и намёка. Зато в других стихах есть намёки на то, что вообще-то Владимир Иванович знает, как «сделать красиво», «культурно» и культурологически безупречно, но бежит этого намеренно, позволяя себе и такое, например, косноязычие: «Как охота забыть, что я здесь долгим гостем не буду, как охота забыть, что мои окончаются дни».
  
Лучшие его стихи исполнены так, что всякое иное прочтение просто исключено: «По полю, по морю цикория шагал я на свой сенокос вдоль речки, которая спорила с цикорием синью стрекоз. И в ней облака плыли белые, и к ней ежевика ползла, и ягоды черные, спелые волна, отражая, несла», «Смерть собирает урожай, а я твержу: рожай, рожай».
   
Дар и мастерство очевидны, а мне не терпится перейти к «идейному содержанию» лирики моего погодка.
  
Первую свою книгу Владимир Иванович завершил стихотворением «Дорога в рай». На этом отрезке пути он разместил и любимых черёмуху с ландышами в цвету, и провожающих любимых женщин, плавно качающих бёдрами, и расставание с землёй изобразил несколько по-шукшински: «по дороге в рай - в тени берёз сиреневой - я хочу упасть в шумящую траву». Тут можно кстати сказать, как незадолго до смерти Василий Макарович писал, что он уже сорок лет интересуется философией. В то время, когда ему и сорока пяти не было. Загнул? Вряд ли. Лет с пяти мы и задаём главные вопросы из философии жизни, и мучаемся ими до слёз, например, представив себя - даже в нескором будущем - осиротевшими.
   
Какие же философские вопросы решает зрелый поэт Курушкин? Какова метафизика его лирики? Вот у него «женщина - царица, берегиня, чья грудь двоится, словно жизнь и смерть». В кошмарном сне он обращается к матери: «Кто же я? чей я сын, ты скажи?» - а в ответ: «ты вор и бродяга». То его заносит «туда, где зевластая вечность с огромным сачком на плече, и я для неё, как кузнечик, как рыбка в прозрачном ручье». А какие чувства разрывают поэта, когда он пишет: «я опять танцую черный рэп, галоши скинув, босиком в траве. Смотри и негодуй: да, я поэт с кузнечиком на лысой голове»?
   
Почти прямой ответ на все эти вопросы обнаруживается в недавнем стихотворении: «С какого бока надкусить румяно яблоко? Какую женщину любить? Забыл я накрепко. Добро и зло кипят во мне двумя потоками: один шумит ночи темней, другой, как день за окнами». Это, может быть, не самое совершенное по форме, но очень точное по содержанию стихотворение.

Садится чёрт: «Привет, поэт».
И ангел рядышком.
И предлагает их дуэт
румяных яблочков.
Я откажусь - дороже честь
и независимость –
и попрошу пока принесть
зелёно-кисленьких.
И женщин буду обходить
сторонкой опытных,
и чёрта лишь благодарить
за хлопоты.

   Но главное сказано: добро и зло кипят в нас самих двумя потоками. И граница между добром и злом проходит через наше собственное сердце, делит его надвое, и каждый решает сам, какая часть ему дороже. Только, делая выбор, решившись даже отсечь противное, следует помнить, что с разорванным сердцем вообще не живут.
  
Написанные стихи Владимира Ивановича Курушкина убеждают, что свою деятельную жизнь и творчество он не делил - оставался цельным и подлинным. И бывал всяким, и бывало всякое. В новых стихах я желаю погодку глубокого осмысления прожитого и пережитого и, конечно, яркого, убедительного воплощения.

Просмотров: 723 | Добавил: Natasha | Рейтинг: 5.0/5
Поиск
   
Оценить работу библиотеки
Оценить работу библиотеки    
Год Защитника Отечества
Победа 80    
Купить билет по Пушкинской карте
    Пушкинская карта        
Программа долгосрочных сбережений
Программа долгосрочных сбережений        
Культура для школьников
Культура для школьников     Президентский фонд культурных инициатив     Культура Оренбуржья     Библиотека нового поколения     Культура. Гранты России     Отдел культуры Кувандыкского городского округа    
Календарь
«  Декабрь 2020  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Централизованная библиотечная система" Кувандыкского муниципального округа Оренбургской области Адрес: Оренбургская область г.Кувандык ул. Ленина, 78 Телефон: 8(35361)23351 E-mail: biblfedorova_78@mail.ru